Главная Мой профиль Выход RSS
Логин:
Пароль:
































Главная » 2013 » Ноябрь » 11 » Село, рождённое «железкой»
11:27
Село, рождённое «железкой»
Сто лет назад началось строительство знаменитой БЖД В горах Южного Урала, в глуби¬не башкирских лесов расположен небольшой посёлок Верхнеаршинский. Это мой дом - гостеприимный, приветливый, уютный. Куда ни кинешь взгляд – всюду лес. Этот укромный уголок находится на самом высоком месте нашей республики, у истока речки Арши, между двух главных горных массивов Иремель и Ямантау, у восточного подножия Малого и Большого Кумардаков и горного хребта Бахты. В этот край в 1953 году приехал с семьей мой дед Михаил Капитонович Березин. Сначала он работал на местном руднике, а с 1959 по 1969 и с 1972 по 1982 годы занимал пост председателя местного сельского совета. К нему до сих пор обращаются за советом. Он и рассказал мне историю этого поселка.

Основана наша Арша как «Разъезд 87 километр» в 1910 году, когда строилась узкоколейная железная дорога Белорецк – Тирлян - Запрудовка (Катав-Ивановск). До этого горячекатаный лист с Тирлянского завода почти целый век вывозили на лошадях. С администрацией завода в контакте были тирлянские торговцы. Перевозчики листа транспортировали его на лошадях по старой тюлюкской дороге - через Николаевку, Тюлюк, Меседу и далее до Катава. Здесь металл разгружали, а в обратный путь, уже по заказам тирлянских купцов, отправляли другие грузы и товары. Трудно сказать, сколько верст насчитывала старая тюлюкская дорога, но была она нелегкой и для людей, и для животных.
И вот 100 лет назад, в 1910 году, в этих местах началось строительство узкоколейной железной дороги. Главными подрядчиками были две немецкие компании «Вогау и К» и «Артур Коппель». В течение 1911 года от Катава до Тирляна были построены мосты, казармы, лотки и отсыпана насыпь. Железный мост между Верхней Аршой и Малой Юрюзанью через реку Юрюзань – очень красивое и крепкое сооружение – сохранился до наших дней. Все работы велись вручную и с помощью лошадей. На строительстве железной дороги работали не только местные жители из тех посёлков, вдоль которых она должна пройти, но и приезжие из Самодуровки, Миасса и других селений, а также рабочие и специалисты из Германии. В октябре 1912 года были уложены рельсы, в том же году была налажена связь. К весне 1912 года в депо Запрудовки стали поступать паровозы в разобранном виде. Вначале их было шесть. В Катаве было открыто училище по подготовке слесарей широкого профиля. После окончания этого училища часть слесарей работала на месте, часть была отправлена в Тирлян. В ноябре 1912 года первый поезд отправился с Запрудовки в Тирлян. В следующем году строительство железной дороги Запрудовка – Тирлян - Белорецк было закончено.
Со строительством этой железной дороги возник и наш посёлок Верхнеаршинский. В 1927 году из Ленинграда на станцию Верхняя Арша приехала поисковая партия геологов и геофизиков, обнаружившая здесь залежи медного колчедана, свинцовых и железных руд, горючей серы и других полезных ископаемых. Руду подвозили к станции «Разъезд 87 километр» на подводах. Станция находилась в трёх километрах от Арши, поэтому в 1941 году её переместили к посёлку Верхнеаршинскому, чтобы ближе было подвозить руду из карьера. С началом Великой Оте¬чественной войны в посёлок приехали рабочие, которые трудились на лесозаготовках.
В 1951 году рудник заработал с новой силой. Геологи-разведчики жили в здании школы. Начался наплыв рабочих из Белорецка, Учалов, Авзяна, других мест. Население посёлка в те годы составляло 7 тысяч человек. В основном люди занимались разработкой карьера и добычей руды. Рудник просуществовал шесть лет. За это время началось строительство обогатительного комбината, школы, был построен большой клуб с библиотекой, столовая, четыре магазина, две бани, пекарня. Но комбинат и школа на тысячу ученических мест человек остались недостроенными в связи с закрытием рудника в 1958 году. Чтобы занять людей, в 1958 году на базе Верхнеаршинского рудника был образован участок Белорецкого райпромкомбината по изготовлению фанеры. Проработало это производство до 1992 года. Вскоре была закрыта и железнодорожная ветка от Арши до Тирляна.
Сегодня наша Арша постепенно превращается в посёлок, осваиваемый дачниками из Магнитогорска. Им пришлась по нраву местная природа и горный воздух. А природа здесь действительно великолепная. Если вы никогда не бывали в этих местах, советую их посетить.

Автор: Александр ИСАЕВ.
http://www.belrab.ru/archive/art.php?id_article=1314
Просмотров: 446 | Добавил: BorisM